Здесь мы обсуждаем ключевые факторы и цель пересмотра, вносимые изменения и их значение для основных заинтересованных сторон.
Технические требования Японской организации автомобильных стандартов (JASO) к малолитражным двигателям продолжают приниматься во всем мире в качестве основных стандартов производительности как для двухтактных, так и для четырехтактных двигателей.
Для 4-тактных двигателей в 1998 г. JASO ввел спецификацию T903 в качестве глобального стандарта, обеспечивающего соответствие одобренных мотоциклетных масел одновременно минимальным требованиям к рабочим характеристикам двигателя, сцепления и передач. С тех пор спецификация регулярно пересматривалась, последний раз в 2016 г., чтобы обеспечить соответствие стандартов самым современным требованиям к мототехнике.
Этот новый выпуск является пятой редакцией спецификации JASO T903.
Поскольку на рынках мотоциклов во всем мире продолжают действовать все более жесткие нормы выбросов, переход от карбюратора к технологии портового впрыска топлива получил широкое распространение среди OEM-производителей как технология, позволяющая снизить уровень выбросов. Этот переход также позволил увеличить плотность мощности двигателя, что привело к более жестким условиям эксплуатации моторного масла. Как следствие, возникла необходимость в обеспечении все более надежных характеристик чистоты поршня, а также в улучшении окислительной и термической стабильности.
Помимо модернизации двигателей с целью снижения токсичности выхлопа, ужесточение норм выбросов также привело к внедрению высокоэффективных трехходовых катализаторов нейтрализации отработавших газов. Учитывая, что последние нормы выбросов требуют соответствия выбросам в процессе эксплуатации в течение всего срока службы автомобиля, долговечность катализатора и, в частности, совместимость катализатора с моторным маслом становятся новыми ключевыми требованиями к его работе. Однако фосфор, содержащийся в моторном масле, может отравлять активные участки катализатора выхлопа, состоящие из драгоценных металлов, и со временем снижать его эффективность. Кроме того, установлено, что летучесть фосфора (потери при испарении) в мотоциклах выше из-за более высоких рабочих температур, которым подвергается масло. В связи с этим возникает необходимость минимизировать воздействие фосфора на катализатор из масла и в то же время не допустить снижения уровня защиты моторного оборудования.
Новая редакция спецификации направлена на решение этих вопросов, а также на обновление фрикционного материала, используемого при испытании сцепления, с тем чтобы он соответствовал фрикционному материалу, широко используемому в новейших конструкциях оборудования.
Получившая официальное название "Motorcycles - Four-Stroke cycle gasoline engine oils (JASO T903:2023)", пятая редакция спецификации T903 включает в себя следующие изменения:
1) Стандарты качества моторных масел
Для удовлетворения новейших потребностей в оборудовании и, как следствие, увеличения тяжести условий эксплуатации масел, из новой спецификации JASO были исключены категории SG и SH Американского института нефти (API) для повышения минимального уровня эксплуатационных характеристик картера. Это сделано для обеспечения адекватной защиты от образования шлама в двигателе, окисления или износа в новейших аппаратных приложениях. Это означает, что минимальный уровень эксплуатационных характеристик картера для новых зарегистрированных составов будет соответствовать API-SJ, что соответствует действующим стандартам API. Кроме того, в соответствии с новейшими классификациями масел API, спецификация JASO была обновлена в верхней части диапазона эксплуатационных характеристик и теперь включает в себя категории API SN Plus и API SP. Эти категории обеспечивают дополнительные преимущества, включая совместимость с системами выхлопа, окислительную стабильность и контроль отложений для наиболее жестких условий эксплуатации современного оборудования.
В то же время из перечня категорий были исключены стандарты эксплуатационных характеристик картера от ACEA и ILSAC, поскольку в предыдущие годы было очень мало заявок от производителей масел, основанных на этих основных спецификациях.
2) Изменение содержания фосфора и потери на испарение
Для повышения долговечности трехходового катализатора выхлопных газов мотоциклов верхний предел содержания фосфора снижен с 0,12 до 0,10 мас. Минимальный уровень 0,08 мас. % остался неизменным, чтобы не ухудшать защиту от износа и противозадирных свойств. Снижение предела потерь на испарение с 20 макс. до 15 макс. обеспечивает улучшение характеристик по расходу масла.
2) Изменение содержания фосфора и потери на испарение