Масла моторные

Масла моторные

Моторные масла – это смазочные материалы, предназначенные для использования в поршневых и роторных ДВС с целью уменьшить силу трения во время движения составных частей работающего двигателя.

В производстве современных масел используются базовые масла и улучшающие их свойства специальные присадки. В качестве базовой основы могут использоваться углеводороды различной вязкости остаточного и дистиллятного происхождения либо углеводородные компоненты, полученные в результате гидроизомеризации и гидрокрекинга. Чтобы получить высокоэффективные масла, используют синтетические соединения в виде эфиров и поли-альфа-олефинов, а для большинства всесезонных моторных смазочных материалов – макрополимерные присадки, загущающие маловязкую основу.

Какими свойствами обладает моторное масло?

Моторное масло в ДВС направлено решать сразу несколько задач, оно необходимо для:

  • уменьшения износа деталей двигателя за счет снижения трения в их парах (например, поршень-цилиндр);
  • предохранения составляющих ДВС от коррозии;
  • омывания, сбора продуктов сгорания топлива;
  • создания более плотных зазоров в группах типа поршень-поршневые кольца-цилиндр.

Производство моторных масел осуществляется по заранее составленным рецептам, для получения необходимых свойств смешивают основу с точно рассчитанным пакетом присадок.

Вязкость

Вязкость у моторных масел, как и у большинства смазочных материалов, зависит от температуры. То есть, чем ниже температура ГСМ, тем выше вязкость, и наоборот. Эксплуатационный диапазон всесезонных марок допускает «холодный пуск» при – 350С и работу двигателя в летний период при температуре 150 – 180 °С – при этом вязкость масла изменяется многократно.
Для осуществления успешного запуска двигателя при холодной погоде, вязкость не должна быть очень великой. А в жаркий сезон, наоборот: при нагреве масла его параметры вязкости должны быть высокими. В противном случае, создать должное давление в системе и прочную масляную пленку между парами трения не удастся, что приведет к преждевременному износу деталей.
Для обеспечения заявленной вязкости при определенном температурном режиме применяют особую технологию изготовления моторных масел. Выбираются основы малой вязкости, которые в последующем обогащаются полимерными заглушающими присадками, позволяющими смодифицировать необходимый уровень вязкости. В результате этой процедуры основа обеспечена необходимыми низкотемпературными и высокотемпературными характеристиками.
На практике масло наделено свойством регуляции вязкости, исходя из скорости, что позволяет сократить потери на трение в парах и сохранить мощность двигателя вне зависимости от температурного режима его эксплуатации. К примеру, во время движения поршня и при увеличении его скорости наступает момент гидродинамического режима смазки. Наличие загущающих присадок позволяет уменьшить вязкость масла, а значит уменьшить потерю мощности ДВС.

Противоизносные свойства

Характеристики моторных масел, направленные на минимизацию механического износа деталей, узлов двигателя, называются противоизносными. Если масло неэффективно выполняет свои функции, неспособно разделять детали, то даже при малых скоростях, но больших нагрузках, происходит постепенное разрушение составляющих. Так как при недостаточной смазке и отсутствии устойчивой масляной пленки в момент касания микроповерхностей контактирующих деталей формируются задиры и выступы, чего допускать ни в коем случае нельзя.
Исключить подобные негативизмы позволит добавление противоизносных присадок. Они способны образовать устойчивые защитные пленки на всех поверхностях элементов двигателя, подвергающихся смазке. Кроме того, они обеспечивают стабильное скольжение, как при малых температурах и нагрузках, так и при максимальных.

Диспергирующие, моющие свойства моторных масел

Моющие свойства моторных смазочных материалов нового поколения обеспечены наличием в составе специальных присадок в виде поверхностно-активных веществ (ПАВ), действие которых направлено на смыв растворимых отложений с деталей в масло.
Диспергирующие характеристики моторных масел обеспечиваются специальными присадками-дисперсантами, их действие направлено на сохранение в активном состоянии таких нерастворимых в масле веществ, как продукты сгорания и нагар. Добавки обволакивают эти загрязнения оболочкой, которая не позволяет им прилипать к стенкам двигателя и поверхностям его деталей и дает возможность избавиться от них при очередной замене масла.

Антиокислительные свойства

Любое моторное масло в процессе эксплуатации стареет, оно окисляется и теряет эффективность. Замедлить этот процесс позволяет ввод в смазочный материал антиокислительных добавок. Они, конечно, замедляют процесс окисления, но вместе с тем увеличивают вязкость и повышают коррозийную активность, что приводит к необходимости дополнять масла другими специальными присадками.

Антикоррозийные свойства

Масло приобретает антикоррозийные качества за счет ввода соответствующих присадок, которые способствуют формированию защитных пленок на поверхностях деталей двигателя, в том числе и из цветных металлов. Защитная пленка является устойчивым препятствием для прямого контакта элементов ДВС со смазочным материалом, который при нагреве до высоких температур превращается в агрессивную среду.

Энергосберегающие свойства

Может ли масло экономить топливо? Да. Это обусловлено введением в них загущающих присадок и модификаторов трения (твердых и жидких). В результате получают энергосберегающие масла, изготовленные на маловязкой основе. В зависимости от условий эксплуатации автомобиля и класса используемого смазочного материала экономия топлива может варьироваться в пределах 1,5 – 6%.
В качестве твердых модификаторов выступают диспергированные в масле вещества с хорошей адгезией, позволяющие значительно снизить трение микроповерхностей деталей при граничном режиме смазки. В качестве жидких модификаторов трения применяются адсорбные к металлу вещества, которые на поверхностях контактирующих деталей образуют некий «ворс», способный значительно снизить силу трения.

Как выбирать и пользоваться моторным маслом

Правильный выбор моторного масла и своевременная его замена – это бесперебойная работа двигателя на протяжении длительного периода. Достичь этого вы сможете, следуя следующим рекомендациям:

  • ориентируйтесь на перечень смазочных материалов, которые были испытаны, одобрены и допущены к применению производителем вашего автомобиля;
  • проводите замену масла в соответствии с указанными в инструкции сроками. При эксплуатации авто в городских условиях и по бездорожью замену моторных смазочных материалов рекомендуется делать в 1,5 – 2 раза чаще установленных сроков. Так как на 1000 километров пробега двигателю на пониженных передачах приходится сделать больше оборотов, чем при движении по трассе на высоких скоростях.
  • в автомобилях с большим пробегом рекомендуется менять масло чаще, чем в новых, так как им приходится работать в более суровых условиях (наличие некоторого износа двигателя, поступление в картер раскаленных газов);
  • замена масла осуществляется параллельно с заменой масляного фильтра. При эксплуатации автомобиля в запыленных условиях и с использованием недоброкачественного топлива фильтрующий элемент меняется чаще масла;
  • никогда не смешивайте синтетические и минеральные смазочные материалы, не доливайте в картер с полусинтетическим маслом минеральное. Присадки их несовместимы по растворимости, что может послужить причиной выпадения их в осадок. Если вы предпочитаете определённую марку масла, то доливайте в картер только ее.
  • ГСМ от различных фирм-производителей различаются пакетами присадок и, возможно, несовместимыми между собой;
  • при проведении замены масла в установленные сроки и использовании продукции одного выбранного производителя промывка двигателя необязательна;
  • промывка двигателя специальным маслом необходима в случае покупки б/у автомобиля, если вы не знаете, каким маслом пользовался прежний владелец. Если эту процедуру не провести, а сразу залить свежее качественное масло, оно может «отъесть» имеющиеся отложения, что приведет к засорению фильтрующего элемента системы смазки;
  • при использовании фирменного качественного масла не старайтесь повысить его эффективность путем ввода различных препаратов. В нем уже имеется специально разработанный для данной марки пакет присадок, баланс которого легко нарушить любыми «левыми» добавками, что негативно сказывается на состоянии двигателя;
  • всегда прогревайте двигатель до рабочей температуры до начала движения, если хотите запустить в действие пакет антикоррозийных присадок. Это убережет ДВС от преждевременного износа в результате воздействия кислот, получаемых в результате неполного сгорания топлива. В зимнее время рекомендуется прогревать двигатель не менее 3 - 5 минут.