Заправка Буровой установки Bauer
На данный момент в России действует два стандарта, по которым производят евро дизтопливо. Это ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) и ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009). Согласно техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 013/2011 о требованиях к дизельному топливу, с 2016 года в России запрещено продавать топливо ниже ЕВРО 5.
Производят дизельное топливо, соответствующее стандарту ЕВРО 5 на крупных нефтеперерабатывающих заводах, В России это Газпромнефть, Лукойл, Роснефть, Татнефть.
Если Вы решили заказать дизельное топливо с доставкой, то Вам пригодится эта информация.
1. На первом этапе Вам нужно определится с выбором поставщика. Обратившись к интернету, нужно отталкиваться не только от ценовых предложений, но и ознакомится с контактной информацией, указанной на сайте. На основании этих данных можно посмотреть сколько лет компании, проверить арбитраж.
Минимальная информация на сайтах у добросовестных поставщиков:
2. Наметив потенциального поставщика, следующим шагом стоит звонок. В процессе разговора стоит уточнить производителя дизельного топлива. Ближайший завод в Москве и МО Газпромнефть. И обязательно стоит проговорить что Вы хотите купить дизельное топливо Евро 5, если привезут что-то другое оставляете за собой право не принимать товар.
3. При непосредственной приемке, если недостаточно опыта, не лишним будет заехать на АЗС Газпромнефть и набрать 5-литровую емкость. Водителя топливозаправщика попросите налить солярку в такую же емкость и сравните продукты на цвет, запах - подробная статья. Данный способ хорошо помогает отличить качественное ДТ от различного вида фальсификатов.
Наш ГОСТ не менее жесткий по физическим свойствам, чем европейский стандарт, современное дизельное топливо К5 полностью соответствует нормам Евросоюза, за одним исключением. Оно не содержит биодобавки FAME.
Из несомненных плюсов добавки - это лучшая экологичность. Из минусов - пока нет точного мнения о влиянии данного топлива на двигатели, но некоторые производители не рекомендуют заправляться таким топливом. Также Европа на данном этапе перестает мотивировать покупку дизельных авто для собственных нужд, а предлагает пересесть на полностью электрические или гибридные машины. Да и сами владельцы вряд ли будут связываться с мочевиной, что стало обязательным для всего легкового транспорта после перехода на Евро VI. Возможно, в ближайшем будущем в Европе потребителем дизельного топлива останется только коммерческий транспорт. Данное топливо с добавками можно купить на АЗС в Белоруссии.
Стандарт EN 590 описывает характеристики дизтоплива для европейских стран, в том числе для Швейцарии, Норвегии и Исландии. С 1993 года претерпел ряд изменений в угоду экологии. В основном, это сказалось на повышении цетанового числа, уменьшения серы и добавлением биодизеля.
Свойство | Минимальное значение | Максимальное значение | Метод испытания | |
---|---|---|---|---|
Цетановый индекс | 46,0 | - | EN ISO 4264 | |
Цетановое число | 51,0 | - | EN ISO 5165, EN 15195, EN 16144 | |
Плотность при 15°C | кг/м3 | 820 | 845 | EN ISO 3675, EN ISO 12185 |
Полициклические ароматические углеводороды | % (м/м) | - | 8 | EN ISO 12916 |
Содержание серы | мг/кг | - | 10 | EN ISO 20846, EN ISO 20847, EN ISO 20884 |
10,0 (с 01.01.2009) | EN ISO 20846, EN ISO 20884, EN ISO 13032 | |||
Точка вспышки | °C | Более 55 | - | EN ISO 2719 |
Остаток кокса (10% дистилляционного остатка) | % (м/м) | - | 30 | EN ISO 10370 |
Зольность | % (м/м) | - | 0,01 | EN ISO 6245 |
Водосодержание | мг/кг | - | 200 | EN ISO 12937 |
Общее загрязнение | мг/кг | - | 24 | EN ISO 12662 |
Медная коррозия (3 часа при 50°C) | рейтинг | Класс 1 | Класс 1 | EN ISO 2160 |
Стойкость к окислению | г/м3 | - | 25 | EN ISO 12205 |
Смазка при 60°C | микрон | - | 460 | EN ISO 12156-1 |
Вязкость при 40°C | мм2/с | 2,00 | 4,50 | EN ISO 3104 |
Дистиллят при 250°C, 350°C | % (V/V) | 85 | < 65 | EN ISO 3405, EN ISO 3924 |
Остаток 95% (об./Об.) | °C | - | 360 | |
Содержание метилового эфира жирной кислоты (биодизельное топливо) |
% (V/V) | - | 7 | EN 14078 |
Содержание марганца | мг/л | - | 6 (до 31 декабря 2013 г), 2 (с 1 января 2014 г) |
EN 16576 |
Фильтруемость | предел фильтрации | (в зависимости от времени, см. зимний дизель) | EN 116 |
Умеренный климат
Свойство | Класс A | Класс B | Класс C | Класс D | Класс E | Класс F | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Предел фильтрации | +5 | 0 | -5 | -10 | -15 | -20 | °C |
Плотность при 15°C | 820 - 860 | 820 - 860 | 820 - 860 | 820 - 860 | 820 - 860 | 820 - 860 | кг/м3 |
Вязкость при 40°C | 2 - 4,5 | 2 - 4,5 | 2 - 4,5 | 2 - 4,5 | 2 - 4,5 | 2 - 4,5 | мм2/с |
Цетановое число | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 | 49 |
Арктический климат
Свойство | Класс 0 | Класс 1 | Класс 2 | Класс 3 | Класс 4 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Предел фильтруемости | -20 | -26 | -32 | -38 | -44 | °C |
Помутнение | -10 | -16 | -22 | -28 | -34 | °C |
Плотность при 15°C | 800 - 845 | 800 - 845 | 800 - 845 | 800 - 840 | 800 - 840 | кг/м3 |
Вязкость при 40°C | 1,5 - 4,0 | 1,5 - 4,0 | 1,5 - 4,0 | 1,4 - 4,0 | 1,2 - 4,0 | мм2/с |
Цетановое число | 51 | 51 | 51 | 51 | 51 | |
Цетановый индекс | 46 | 46 | 46 | 43 | 43 | |
Дистилляция, при 180°C, 340°C | 10 - 95 | 10 - 95 | 10 - 95 | 10 - 95 | 10 - 95 | % V/V |
Отличие европейского топлива от нашего, как говорилось ранее, заключается в наличии биотоплива в количестве до 7%.
ЕН 590 - стандарт дизельного топлива, принятый Европейским комитетом по стандартизации. В нем указаны физические свойства дизтоплива. С каждой последующей редакцией все более ужесточались экологические нормы, в том числе уменьшение серы. Евро 5 стандарт с 1 января 2009 года, а Евро 6 с 1 января 2014 года.
EN 590:2009 (FAME это Биодизель - метиловые эфиры жирных кислот, получаемых из растительных масел, например, рапса) сей стандарт разрешает производителей дизельного топлива в Европе добавлять FAME 7%.
Европейцы получают FRAME (добавка к дизельному топливу) из рапса, американцы культивируют сою, а Канада канолу - это одна из разновидностей рапса
ДТ - дизельное топливо
Л - летнее, Е - межсезонное, З - зимнее, А - арктическое
К5 - (ГОСТ 32511-2013), вид III (ГОСТ Р 52368-2005) соответствует ЕВРО 5, содержание серы менее 10 мг/кг
Характеристика воспламенения воздушно-топливной смеси на базе дизельного топлива показывает интервал от попадания в цилиндр до начала воспламенения. То есть чем больше число, тем короче пауза и более плавное горение смеси солярки. Метод испытаний в России по ГОСТ 3122-67, в EC ISO 5165:2017.
Оптимально в наше время современные дизеля работают на топливе с индексом от 45 до 55 единиц. На меньших индексах возрастает детонация, увеличивается износ мотора, а при индексе более 60 единиц возрастает дымность, расход топлива.
Для дизельного топлива ЕВРО VI в России цетановое число не ниже 51, для зимних видов и Арктики от 47 до 49 единиц.
Характеристика показывает примерное значение цетанового числа в дистиллятном топливе (солярка без цетаноповышающих добавок). Получают на основании плотности топлива и фракционного состава по уравнению ЦИ = 454,74 - 1641,416ρ + 774,74ρ2 - 0,554t + 97,803(lgt)2.
Определяется по ГОСТ 27768-88, EN ISO 4264:2007, ASTM D 4737-10.
Для дизельного топлива ЕВРО 5 определено значение цетанового индекса не менее 46 единиц.
Данная величина отвечает за КПД работы двигателя внутреннего сгорания при разных температурах. Плотность дизельного топлива измеряется в килограммах на метр кубический, как и у любой жидкости не постоянная. Проверяется ареометром, в нашей лаборатории для этих целей служит прибор, совмещенный с термометром АНТ-1 ГОСТ 18481-81.
Плотность для солярки ЕВРО 5 замеряют при температуре +15С, она должна быть в пределах от 820 до 845 кг/м. куб. Зимние виды солярки имеют более низкую плотность, так как они более устойчивы к замерзанию. Но в этом есть и минусы-это больший расход топлива и меньшее КПД относительно летних сортов.
Число показывающее количество серы в топливе, измеряется в граммах на килограмм. С каждым новым стандартом Euro серы в топливе все меньше. Для Euro V это максимально 0,0001% или 10 гр/кг.
Из плюсов снижения серы в солярке - это уменьшение вредных выбросов в атмосферу, увеличение срока службы моторных масел, так как масло при взаимодействии с серой приводит к образованию серных и сернистых кислот, резко ухудшающих моющие свойства масла и увеличивая нагар в двигателе.
Европейские производители коммерческой техники рекомендуют для России замену масел LONG на пробеге 15000 км при езде на дизельном топливе ЕВРО 5 и смену масла на 7000 км при езде на высокосернистой солярке.
Из минусов - сера является естественной смазкой и при ее снижении увеличивается диаметр пятна износа, но на сегодняшний день этот минус полностью компенсируется смазывающими присадками. На АЗС продажа высокосернистого дизельного топлива ниже Евро 5 запрещена.
Паспорт качества - это документ, который выдается на каждую партию топлива, он отображает основные характеристики продукта и позволяет при покупке ознакомиться с показателями дизельного топлива
Эти показатели влияют на качество сгорания, процессы нагара, состав выхлопных газов. Стандартом для дизельного топлива Евро 5 – перегонка при 250 С не больше 65%, при 350% не меньше 85%, а объем 95% должен перегнаться при температуре не более 360 градусов. Если увеличено содержание легких фракций, получаемых в начале разгонки двигатель работает более жестко, затруднен пуск в холодное время. А тяжелые фракции ведут к повышенному износу ТНВД и увеличенному нагарообразованию. То есть топливо по фракционному составу должно соответствовать конструктивным особенностям используемой техники.
От этого показателя зависит количество несгоревших углеводородов и твердых частиц в выхлопе. При том уменьшив с 25 до пяти процентов количество ароматических углеводородов дымность снижается на 1,3 раза. Также ПАО в процессе работы дизеля способствуют повышенному нагарообразованию.
Характеристика дизельного топлива Euro V согласно ГОСТ 6356-75, ISO 2719-2002, ASTM D 93-13 показывающая фрикционный состав и пожароопасность вещества. В основном используют метод с прибором Пенски-Мартенса.
Важный показатель отвечающий за смазывание частей ДВС, а именно ТНВД (топливный насос высокого давления), форсунки. Если раньше на себя смазывающие функции в дизельном топливе брала сера, то с приходом стандартов Евро и постепенным уменьшением серы в угоду экологии ей на замену пришли присадки. Проверяют путем измерения пятна износа по ГОСТ ISO 12156-1-2012.
Температура, при которой дизельное топливо ЕВРО 5 переходит из прозрачного состояния в мутное. Определяется ГОСТом 5066-56, EN 23015:199. Раньше считалась главным показателем при использовании при низких температурах. В наше время используют показатель предельной температуры фильтруемости как основной для зимних видов солярки.
Практически самый важный показатель для зимних видов топлива. Вам будет не особо важно цетановое число если парафин забьет фильтр и техника остановится… в мороз… ночью. Перед покупкой дизельного топлива на АЗС всегда можно ознакомится с паспортом качества у персонала. Метод испытания ГОСТ 22254-76, работает по схожему принципу, как и пример выше. Используется фильтр с диаметром ячейки 40 микрон №004. При постепенном охлаждении дизельного топлива его пропускают через фильтр, пока 20 мл не перестанут успевать протечь быстрее 60 секунд. Чтобы избежать проблем с замёрзшим топливом покупать нужно либо на проверенных АЗС, либо у поставщиков, которые привозят дизель Евро, согласно предоставляемого паспорту качества. Зимнее дизельное топливо делится на классы от нуля до четырех и имеет предельную температуру фильтруемости до -44°С подробнее о зимнем дизельном топливе тут.
Определяет количество твердых веществ после сгорания топлива, определяется по ГОСТ 1461. Зола приводит к повышенному износу частей ДВС. Для стандарта Euro V допустимым считается не более 0.01% от массы.
Коксуемостью дизельного топлива Евро называется процент кокса, который остается после нагревания дизеля до 500 С согласно ГОСТ 32392. Данный стандарта Евро 5 он не должен превышать 0,3 процента от массы, для 10% остатка разгонки.
Это возможность дизельного топлива при взаимодействии с кислородом получать нерастворимые смолистые вещества. Определяется с помощью ГОСТ Р ЕН ИСО 12205-2007. В солярке не должен превышать значения 25 г/м3.
Депрессорно-диспергирующяя присадка для дизельного топлива Euro V. Данный вид присадок отвечает за снижение температуры фильтруемости путем взаимодействия с кристаллами парафина и препятствует их дальнейшему росту. Не влияет на процесс начала кристаллизации. Помутнение остается неизменным.