Дизельное топливо Евро 5

Топливозаправщик МосОйл

Заправка Буровой установки Bauer

Стандарты ЕВРО 5 и производители в России

На данный момент в России действует два стандарта, по которым производят евро дизтопливо. Это ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) и ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009). Согласно техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 013/2011 о требованиях к дизельному топливу, с 2016 года в России запрещено продавать топливо ниже ЕВРО 5.

Производят дизельное топливо, соответствующее стандарту ЕВРО 5 на крупных нефтеперерабатывающих заводах, В России это Газпромнефть, Лукойл, Роснефть, Татнефть.

бензовозы

Топливозаправщики для перевозки топлива

Как купить дизельное топливо Евро 5

Если Вы решили заказать дизельное топливо с доставкой, то Вам пригодится эта информация.

1. На первом этапе Вам нужно определится с выбором поставщика. Обратившись к интернету, нужно отталкиваться не только от ценовых предложений, но и ознакомится с контактной информацией, указанной на сайте. На основании этих данных можно посмотреть сколько лет компании, проверить арбитраж.

Минимальная информация на сайтах у добросовестных поставщиков:

  • Юридическое лицо
  • Адрес нахождения компании
  • Реквизиты юридического лица

2. Наметив потенциального поставщика, следующим шагом стоит звонок. В процессе разговора стоит уточнить производителя дизельного топлива. Ближайший завод в Москве и МО Газпромнефть. И обязательно стоит проговорить что Вы хотите купить дизельное топливо Евро 5, если привезут что-то другое оставляете за собой право не принимать товар.

3. При непосредственной приемке, если недостаточно опыта, не лишним будет заехать на АЗС Газпромнефть и набрать 5-литровую емкость. Водителя топливозаправщика попросите налить солярку в такую же емкость и сравните продукты на цвет, запах - подробная статья. Данный способ хорошо помогает отличить качественное ДТ от различного вида фальсификатов.

Отличия нашего дизельного топлива от европейского

Наш ГОСТ не менее жесткий по физическим свойствам, чем европейский стандарт, современное дизельное топливо К5 полностью соответствует нормам Евросоюза, за одним исключением. Оно не содержит биодобавки FAME.

Из несомненных плюсов добавки - это лучшая экологичность. Из минусов - пока нет точного мнения о влиянии данного топлива на двигатели, но некоторые производители не рекомендуют заправляться таким топливом. Также Европа на данном этапе перестает мотивировать покупку дизельных авто для собственных нужд, а предлагает пересесть на полностью электрические или гибридные машины. Да и сами владельцы вряд ли будут связываться с мочевиной, что стало обязательным для всего легкового транспорта после перехода на Евро VI. Возможно, в ближайшем будущем в Европе потребителем дизельного топлива останется только коммерческий транспорт. Данное топливо с добавками можно купить на АЗС в Белоруссии.

Заправочная горловина

Информационная табличка на заливной горловине трактора DEUTZ-FAHR запрещает использовать биодизель и дизельное топливо с добавкой FRAME

Московский нефтеперерабатывающий завод

Московский нефтеперерабатывающий завод «Газпромнефть»

Европейский стандарт EN 590:2009 и его характеристики

Стандарт EN 590 описывает характеристики дизтоплива для европейских стран, в том числе для Швейцарии, Норвегии и Исландии. С 1993 года претерпел ряд изменений в угоду экологии. В основном, это сказалось на повышении цетанового числа, уменьшения серы и добавлением биодизеля.

Характеристики и методы испытаний

Свойство Минимальное значение Максимальное значение Метод испытания
Цетановый индекс 46,0 - EN ISO 4264
Цетановое число 51,0 - EN ISO 5165, EN 15195, EN 16144
Плотность при 15°C кг/м3 820 845 EN ISO 3675, EN ISO 12185
Полициклические ароматические углеводороды % (м/м) - 8 EN ISO 12916
Содержание серы мг/кг - 10 EN ISO 20846, EN ISO 20847, EN ISO 20884
10,0 (с 01.01.2009) EN ISO 20846, EN ISO 20884, EN ISO 13032
Точка вспышки °C Более 55 - EN ISO 2719
Остаток кокса (10% дистилляционного остатка) % (м/м) - 30 EN ISO 10370
Зольность % (м/м) - 0,01 EN ISO 6245
Водосодержание мг/кг - 200 EN ISO 12937
Общее загрязнение мг/кг - 24 EN ISO 12662
Медная коррозия (3 часа при 50°C) рейтинг Класс 1 Класс 1 EN ISO 2160
Стойкость к окислению г/м3 - 25 EN ISO 12205
Смазка при 60°C микрон - 460 EN ISO 12156-1
Вязкость при 40°C мм2 2,00 4,50 EN ISO 3104
Дистиллят при 250°C, 350°C % (V/V) 85 < 65 EN ISO 3405, EN ISO 3924
Остаток 95% (об./Об.) °C - 360
Содержание метилового эфира жирной кислоты
(биодизельное топливо)
% (V/V) - 7 EN 14078
Содержание марганца мг/л - 6 (до 31 декабря 2013 г),
2 (с 1 января 2014 г)
EN 16576
Фильтруемость предел фильтрации (в зависимости от времени, см. зимний дизель) EN 116

Умеренный климат

Свойство Класс A Класс B Класс C Класс D Класс E Класс F
Предел фильтрации +5 0 -5 -10 -15 -20 °C
Плотность при 15°C 820 - 860 820 - 860 820 - 860 820 - 860 820 - 860 820 - 860 кг/м3
Вязкость при 40°C 2 - 4,5 2 - 4,5 2 - 4,5 2 - 4,5 2 - 4,5 2 - 4,5 мм2
Цетановое число 49 49 49 49 49 49

Арктический климат

Свойство Класс 0 Класс 1 Класс 2 Класс 3 Класс 4
Предел фильтруемости -20 -26 -32 -38 -44 °C
Помутнение -10 -16 -22 -28 -34 °C
Плотность при 15°C 800 - 845 800 - 845 800 - 845 800 - 840 800 - 840 кг/м3
Вязкость при 40°C 1,5 - 4,0 1,5 - 4,0 1,5 - 4,0 1,4 - 4,0 1,2 - 4,0 мм2
Цетановое число 51 51 51 51 51
Цетановый индекс 46 46 46 43 43
Дистилляция, при 180°C, 340°C 10 - 95 10 - 95 10 - 95 10 - 95 10 - 95 % V/V

Отличие европейского топлива от нашего, как говорилось ранее, заключается в наличии биотоплива в количестве до 7%.

ЕН 590 - стандарт дизельного топлива, принятый Европейским комитетом по стандартизации. В нем указаны физические свойства дизтоплива. С каждой последующей редакцией все более ужесточались экологические нормы, в том числе уменьшение серы. Евро 5 стандарт с 1 января 2009 года, а Евро 6 с 1 января 2014 года.

EN 590:2009 (FAME это Биодизель - метиловые эфиры жирных кислот, получаемых из растительных масел, например, рапса) сей стандарт разрешает производителей дизельного топлива в Европе добавлять FAME 7%.

Химическая схема biodiesel

FAME биодизель получают через переэтерификацию жиров как показано на схеме

Рапс источник FRAME

Европейцы получают FRAME (добавка к дизельному топливу) из рапса, американцы культивируют сою, а Канада канолу - это одна из разновидностей рапса

Расшифровка принятых обозначений

ДТ - дизельное топливо

Л - летнее, Е - межсезонное, З - зимнее, А - арктическое

К5 - (ГОСТ 32511-2013), вид III (ГОСТ Р 52368-2005) соответствует ЕВРО 5, содержание серы менее 10 мг/кг

Характеристики топливо дизельное ЕВРО 5 Россия

Цетановое число

Характеристика воспламенения воздушно-топливной смеси на базе дизельного топлива показывает интервал от попадания в цилиндр до начала воспламенения. То есть чем больше число, тем короче пауза и более плавное горение смеси солярки. Метод испытаний в России по ГОСТ 3122-67, в EC ISO 5165:2017.

Оптимально в наше время современные дизеля работают на топливе с индексом от 45 до 55 единиц. На меньших индексах возрастает детонация, увеличивается износ мотора, а при индексе более 60 единиц возрастает дымность, расход топлива.
Для дизельного топлива ЕВРО VI в России цетановое число не ниже 51, для зимних видов и Арктики от 47 до 49 единиц.

Цетановый индекс

Характеристика показывает примерное значение цетанового числа в дистиллятном топливе (солярка без цетаноповышающих добавок). Получают на основании плотности топлива и фракционного состава по уравнению ЦИ = 454,74 - 1641,416ρ + 774,74ρ2 - 0,554t + 97,803(lgt)2.
Определяется по ГОСТ 27768-88, EN ISO 4264:2007, ASTM D 4737-10.

Для дизельного топлива ЕВРО 5 определено значение цетанового индекса не менее 46 единиц.

Плотность дизельного топлива ЕВРО 5

Данная величина отвечает за КПД работы двигателя внутреннего сгорания при разных температурах. Плотность дизельного топлива измеряется в килограммах на метр кубический, как и у любой жидкости не постоянная. Проверяется ареометром, в нашей лаборатории для этих целей служит прибор, совмещенный с термометром АНТ-1 ГОСТ 18481-81.

Плотность для солярки ЕВРО 5 замеряют при температуре +15С, она должна быть в пределах от 820 до 845 кг/м. куб. Зимние виды солярки имеют более низкую плотность, так как они более устойчивы к замерзанию. Но в этом есть и минусы-это больший расход топлива и меньшее КПД относительно летних сортов.

Массовая доля серы

Число показывающее количество серы в топливе, измеряется в граммах на килограмм. С каждым новым стандартом Euro серы в топливе все меньше. Для Euro V это максимально 0,0001% или 10 гр/кг.

Из плюсов снижения серы в солярке - это уменьшение вредных выбросов в атмосферу, увеличение срока службы моторных масел, так как масло при взаимодействии с серой приводит к образованию серных и сернистых кислот, резко ухудшающих моющие свойства масла и увеличивая нагар в двигателе.

Европейские производители коммерческой техники рекомендуют для России замену масел LONG на пробеге 15000 км при езде на дизельном топливе ЕВРО 5 и смену масла на 7000 км при езде на высокосернистой солярке.

Из минусов - сера является естественной смазкой и при ее снижении увеличивается диаметр пятна износа, но на сегодняшний день этот минус полностью компенсируется смазывающими присадками. На АЗС продажа высокосернистого дизельного топлива ниже Евро 5 запрещена.

Паспорт качества дизельного топлива ЕВРО 5

Паспорт качества на дизельное топливо ЕВРО 5

Паспорт качества - это документ, который выдается на каждую партию топлива, он отображает основные характеристики продукта и позволяет при покупке ознакомиться с показателями дизельного топлива

Фракционный состав

Эти показатели влияют на качество сгорания, процессы нагара, состав выхлопных газов. Стандартом для дизельного топлива Евро 5 – перегонка при 250 С не больше 65%, при 350% не меньше 85%, а объем 95% должен перегнаться при температуре не более 360 градусов. Если увеличено содержание легких фракций, получаемых в начале разгонки двигатель работает более жестко, затруднен пуск в холодное время. А тяжелые фракции ведут к повышенному износу ТНВД и увеличенному нагарообразованию. То есть топливо по фракционному составу должно соответствовать конструктивным особенностям используемой техники.

Массовая доля полициклических ароматических углеводородов

От этого показателя зависит количество несгоревших углеводородов и твердых частиц в выхлопе. При том уменьшив с 25 до пяти процентов количество ароматических углеводородов дымность снижается на 1,3 раза. Также ПАО в процессе работы дизеля способствуют повышенному нагарообразованию.

Температура вспышки в закрытом тигле

Характеристика дизельного топлива Euro V согласно ГОСТ 6356-75, ISO 2719-2002, ASTM D 93-13 показывающая фрикционный состав и пожароопасность вещества. В основном используют метод с прибором Пенски-Мартенса.

Смазывающая способность

Важный показатель отвечающий за смазывание частей ДВС, а именно ТНВД (топливный насос высокого давления), форсунки. Если раньше на себя смазывающие функции в дизельном топливе брала сера, то с приходом стандартов Евро и постепенным уменьшением серы в угоду экологии ей на замену пришли присадки. Проверяют путем измерения пятна износа по ГОСТ ISO 12156-1-2012.

Температура помутнения

Температура, при которой дизельное топливо ЕВРО 5 переходит из прозрачного состояния в мутное. Определяется ГОСТом 5066-56, EN 23015:199. Раньше считалась главным показателем при использовании при низких температурах. В наше время используют показатель предельной температуры фильтруемости как основной для зимних видов солярки.

Предельная температура фильтруемости

Практически самый важный показатель для зимних видов топлива. Вам будет не особо важно цетановое число если парафин забьет фильтр и техника остановится… в мороз… ночью. Перед покупкой дизельного топлива на АЗС всегда можно ознакомится с паспортом качества у персонала. Метод испытания ГОСТ 22254-76, работает по схожему принципу, как и пример выше. Используется фильтр с диаметром ячейки 40 микрон №004. При постепенном охлаждении дизельного топлива его пропускают через фильтр, пока 20 мл не перестанут успевать протечь быстрее 60 секунд. Чтобы избежать проблем с замёрзшим топливом покупать нужно либо на проверенных АЗС, либо у поставщиков, которые привозят дизель Евро, согласно предоставляемого паспорту качества. Зимнее дизельное топливо делится на классы от нуля до четырех и имеет предельную температуру фильтруемости до -44°С подробнее о зимнем дизельном топливе тут.

Зольность

Определяет количество твердых веществ после сгорания топлива, определяется по ГОСТ 1461. Зола приводит к повышенному износу частей ДВС. Для стандарта Euro V допустимым считается не более 0.01% от массы.

Коксуемость

Коксуемостью дизельного топлива Евро называется процент кокса, который остается после нагревания дизеля до 500 С согласно ГОСТ 32392. Данный стандарта Евро 5 он не должен превышать 0,3 процента от массы, для 10% остатка разгонки.

Окислительная стабильность

Это возможность дизельного топлива при взаимодействии с кислородом получать нерастворимые смолистые вещества. Определяется с помощью ГОСТ Р ЕН ИСО 12205-2007. В солярке не должен превышать значения 25 г/м3.

Виды добавляемых присадок

Депрессорно-диспергирующяя присадка для дизельного топлива Euro V. Данный вид присадок отвечает за снижение температуры фильтруемости путем взаимодействия с кристаллами парафина и препятствует их дальнейшему росту. Не влияет на процесс начала кристаллизации. Помутнение остается неизменным.