Оптовые цены на топливо 2018


         На топливном рынке нашей страны была выявлена недобросовестная конкуренция.

         Стоит отметить, что на топливном рынке имеется конкуренция, однако она – не здоровая. Свидетельство тому – практическое и фактическое регулирование цен на топливо государством.



 В то же время оптовая цена на бензин регулируется правилами рынка. Известно, что раньше дополнительную стоимость топлива оплачивали заводы по переработке нефти, а сегодня же это бремя возложено на конечного потребителя. Пока что не ясно, как провести санацию рынка, как избежать сильного подорожания топлива. В то же время независимые эксперты не говорят о льготах: нужно только больше свободы. Возможно, в таком случае медленно, но уверено оптовый рынок будет «оздоровлен».

         Эта тема обсуждалась на круглом столе, который был посвящен выполнению президентских указаний в плане развития конкуренции на топливном рынке страны. Заседание организовал Комитет энергетики «Деловая Россия», а также НК «Совет по товарным рынкам». В итоге сформировали резолюцию, в которой федеральным ведомствам предлагает совершенствовать рыночные инструменты по его развитию. Однако же самого главного – тактики действия – не было предложено. Тем не менее, четко прослеживается идея, согласно которой нужно защищать средний и малый бизнес от крупных компаний.

  Отпустить розничные цены или начать регуляцию оптовых продаж: реакция потребителя и бизнеса


         Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по энергетике В. Селезнев считает, что цены на топливо в России растут именно по причине отсутствия честной конкуренции. По словам чиновника, в рознице имеется конкуренция, но в оптовой торговле – нет. Статистика показывает, что в 74 регионах страны ни один крупный рыночный игрок не имеет множество АЗС. В прочих 11 субъектах крупные нефтяные компании занимают примерно 50% рынка. В остальных областях часть рынка известных АЗС составляет не больше 12%.

         Выходит, что многие АЗС пребывают под руководством независимых операторов, а значит, независимо и принимается политика образования цен. В то же время заметим, что на независимую розницу влияют вертикально интегрированные нефтекомпании. Они свободно могут переносить центр прибыли в прочее звено, удерживать цену топлива на своих станциях.

         Следовательно, задача должна решаться комплексно. Целесообразно ввести норматив поставок нефтепродуктов на биржу (достаточно 5%). В. Селезнев обращает внимание на то, что вид перевозки нефтепродуктов при покупке на бирже – это выбор поставщика. Зачастую используется не автомобильный транспорт, а железная дорога, что обходится в 2 раза дороже. В конечном итоге права независимых покупателей нарушаются. С вертикально интегрированными нефтекомпаниями почти невозможно конкурировать. Это подтверждает Илья Мороз, генеральный директор НК «Совет товарных рынков». Чиновник утверждает, что «собственным» подразделениям крупный бизнес отпускает нефтепродукты по низкой цене, используя трубопроводы. Примечательно, что такую же возможность хотят получить и независимые операторы.

  Необходимо совершенствовать биржевую торговлю нефтепродуктами 

В частности, нормативы отпуска бензина через Международную товарно-сырьевую биржу Санкт-Петербурга должны быть подняты с 10 дл 18-19% по бензину, ДТ – с 5 до 10%. О меньших цифрах говорить сегодня ФАС РФ, а также Министерство энергетики (10 и 7,5% по бензину и ДТ соответственно).

         Также рассматриваются возможности по снижению транзакционных издержек при торговле на бирже (предлагают снизить клиринговый сбор на 50%). Кроме того, клиринговая компания должна бы переводить продавцу средства за товарную партию только тогда осуществиться физическая поставка. Это приведет к тому, что поставщик практически лишится возможности манипулировать объемами поставок.

         Таким образом, сейчас цены на топливо в рознице регулируются государственными структурами. В перспективе ничего не изменится. Александр Былкин, консультант компании Vygon Consulting, говорит, что в таком случае можно бы регулировать и оптовые цены. Второй вариант – отпустить розничную стоимость топлива в «свободный полет». Другие эксперты уверяют, что оба варианта – не удачные. А значит, остается только двигаться медленными шагами в ущерб глобальным реформам.