Гипоидное масло разных марок используется при необходимости смазки гипоидных передач ведущих мостов. Главная особенность – наличие присадок, образующих во время химической реакции с материалом соединения с противозадирными характеристиками. Другие масла в гипоидных передачах не рекомендуется применять из-за большой вероятности выхода главной передачи из строя.
Параметры вязкости рассматриваемого смазочного материала составляют 6 – 20 /с при 100°С. Смазки узлов открытого типа производится модификациями с наличием присадок особой вязкости – 50 –500 с.
Правильно подобранный смазочный материал – необходимый компонент стабильной эксплуатации узлов транспортного средства. Качественное трансмиссионное масло значительно увеличивает срок службы автомобиля.
Основные нюансы производства
Изготовление происходит способом добавления различных присадок в основу, полученную в результате регенерации нефтяных масел. Дисульфид молибдена и другие элементы содержатся в составе используемых антиизносных примесей. Долгое время, до начала массового производства транспортных средств с высоконагруженными агрегатами, для этих целей использовали нигрол.
Главные характеристики
Безупречная эксплуатация транспортного средства достигается только при соблюдении главного правила – использования для смазки всех узлов конструкции продукции, отвечающей существующим стандартам, а ведь очень часто главное внимание уделяется только моторным образцам, а трансмиссионное считается чем-то второстепенным.
Функциональные возможности
В процессе эксплуатации следует выделить ряд важных моментов:
Особенности
Специфика смазки в трансмиссии заключается в широком промежутке температур, значительном давлении и показателям скорости скольжения. Интервал в пределах от -60 до +150°С необходим для обеспечения пуска в оптимальных условиях и поддержания работоспособности используемого компонента. При этом следует учитывать, что в области контакта зубьев температурный показатель может превышать номинальное значение на 150-200 градусов Цельсия.
Различные происходящего контактного взаимодействия при трении характерны для рабочего процесса. Работы по модернизации конструкций привели к доминированию смешанного и граничного видов.
Преимущества
Качественная смазка обладает несомненными достоинствами:
Снижение объема расхода топлива, ощутимое в ходе запуска – результат вязкости с минимальными допустимыми показателями и оптимальных низкотемпературных характеристик.
Уменьшить потери в процессе трения и получить возможность запуска трансмиссии при низкой температуре позволяет использование масла с минимальными показателями вязкости, а предотвратить его потери через уплотняющие элементы и придать необходимую несущую способность масляной пленке можно с применением масла максимальной вязкости.
Классификация – путеводитель правильной эксплуатации
ГОСТ 17479.2–85 описывает особенности отечественной классификации. Четыре класса по вязкости включают ограничения по кинематической вязкости при 100°С и отрицательной температуре с пределом для надежной работы трансмиссии не превышающем 150 000 мПа•с.
Специфика условий эксплуатации техники влияет на распределение масла по пяти группам. Согласно ГОСТу маркировка выполняется по классу вязкости и уровню интенсивности работ.
Пример – масло ТМ-5-18:
В европейских странах и на американском континенте для классификации трансмиссионных масел применяются две квалификационные системы:
Сочетание значений по всем составляющим параметрам этой классификациям способствует оптимальному по правильности решению в ходе подбора нужного сорта.
Стандарт SAE не рассматривает никаких дополнительных характеристик, кроме измеряемой при низких и высоких температурных показателях вязкости материала. Наименьший и максимальный показатели эксплуатационной температуры техники обозначают соответствующую вязкость.
Описание класса по этому показателю, соответствующее последней редакции, выполняется в системе SAE J 306 в нескольких вариантах – с буквой W, числом, W в сочетании с парой чисел.
Третий вид предполагает маркировку с постановкой черточки сразу за буквой. Недопустимы любые другие способы обозначения, в том числе и двойное W. Смазочный материал, отвечающий общим номинальным значениям SAE 75W, SAE 85W и SAE 90, выглядит в буквенном изображении, как SAE 75W-90, в отличие от предыдущей маркировки, имевшей вид SAE 75W-85W-90.
К всесезонным относятся такие модификации, которые полностью идентичны нормам низко- и высокотемпературного характера. Такие образцы оптимально подходят для конкретной климатической зоны. Рассмотрим следующий пример: быть идентичной высокотемпературным показателям по SAE 90 и, противоположным по специфике условий рабочей среды, требованиям SAE 80W предназначены образцы, используемые в климатических регионах со средними параметрами, соответствующие стандартам и критериям SAE 75W-85W-90.
Потенциал маслянистого покрытия рабочей поверхности выглядит как числовое значение гидродинамического функционала в условиях высокой температуры. Содержащиеся в некоторых марках полимерные вещества различного молекулярного строения в ходе рабочего процесса могут подвергаться деструкции. Это становится причиной понижения параметров вязкости. В этом случае предусмотрены испытательные процедуры посредством применения CEC L-45-T-93 в системе SAE J 306 (JUL 98). Новшеством является требование о соответствии вязкости, как для новой смазки, так и для протестированного материала.
Тестирование различных узлов и механизмов в самых разных моделях автомобилей позволило получить значение величины 150 000 мПа•с (сПз), применяемое, как основной показатель характеристики свойств в зоне пониженного температурного воздействия. При показателях выше этого числа зафиксировано значительно большее количество поломок.
Подразделение на группы расписано с учетом эксплуатационных особенностей и специфики конструктивного исполнения производится по API. По этой же системе выполняется деление в соответствии с наличием присадок с различным функционалом. Можно назвать давно используемые – от API GL-1 до API GL-6, недавно появившуюся МТ-1 и находящуюся в разработке PG-2.
Спецификация – на что обращаем внимание
Обе системы классификации дают обозначение только для значений обобщенного плана. Многие характеристики не полностью или совсем учтены в них. Рабочие особенности материалов, требования к допустимым предельным параметрам указаны в соответствующих нормативах.
Трансмиссионные масла в Соединенных Штатах и западноевропейских государствах изготавливаются по требованиям военных спецификаций или производителей транспортных средств. Обе категории включают нормативы по способам проведения и количеству этапов испытательного процесса, а также показателям рабочих свойств и показателей химического и физического факторов. Параметры военной системы условий, предписанных для этой продукции, направлены на марки API GL-4 и API GL-5, а «гражданский» вариант – на марки от API GL-1 до API GL-6.
В перечень нормативов военно-промышленного комплекса включены практически все стандарты к товарам, предлагаемым на заправках большинства стран.
Часто заложенные нормы производителей техники более высоки, чем показатели по существующим спецификациям. Как следствие, многие компании имеют свою нормативную документацию. Она может включать дополнительные требования, способные гарантировать нужные параметры работы синхронизаторов, необходимой степени чистоты комплектующих узлов, периода проскальзывания.
Масла категории GL-5 остается самым распространенным для первой заправки.
Своими сертификации на территории РФ располагает АвтоВАЗ. Требования ТТМ ВАЗ регламентируют использование трех групп смазочных материалов: